Катализатор используется в автомобилях для нейтрализации токсических веществ, содержащихся в отработанных выхлопных газах. Данное устройство имеет сложную конструкцию и принцип работы, что позволяет ему минимизировать вред экологии. Далее мы подробнее расскажем, из чего состоит нейтрализатор и как он работает.
Конструкция катализатора
Каталитический нейтрализатор состоит из следующих элементов:
- Металлический корпус, имеющий патрубки на обоих концах.
- Монолит – представляет собой пористую структуру, имеющую большое количество ячеек. Часто их называют «сотами» из-за характерного внешнего вида.
- Каталитический слой – напыленный слой драгметаллами на поверхности ячеек. В качестве нейтрализаторов может использоваться родий, платина и палладий, а в некоторых моделях – золото. Они вступают в реакцию с вредными веществами и делают выхлопные газы практически безопасными для окружающей среды.
- Защитный кожух. Обеспечивает теплоизоляцию и защищает устройство от деформаций. В кожухе также установлен кислородный датчик.
Благодаря этим компонентам, нейтрализатор эффективно справляется с преобразованием угарного газа, оксидов азота и углеводородов.
Принцип работы нейтрализатора
Процесс очистки выхлопных газов состоит из следующих этапов:
- Отработавшие газы мотора поступают внутрь блоков и заполняют ячейки, покрытые драгметаллами.
- Покрытие решеток вступает в химическую реакцию, в результате которой происходит разложение токсических веществ или связывание в безопасные соединения (в зависимости от разновидности устройства).
- Практически полностью очищенные газы отходят из выхлопной системы в атмосферу.
Вышеописанный принцип работы касается катализаторов для бензиновых автомобилей. В машинах, оснащенных дизельным мотором, в паре с нейтрализатором используется сажевый фильтр. Иногда оба устройства объединяются в одну конструкцию.
Эффективность катализаторов во многом зависит от рабочей температуры. Преобразование выхлопных газов начинается после достижения 300 °C. Оптимальным диапазоном считается 400-800°С. Но не более, поскольку воздействие чрезмерно высоких температур приводит к сокращению эксплуатационного ресурса. Использование обедненной смеси чревато перегревом. Если она слишком богата, монолит засорится частицами несгоревшего бензина, что создаст препятствия для химической реакции.
Сколько драгметаллов содержится в катализаторе
После выработки ресурса не стоит выбрасывать нейтрализатор, поскольку его можно сдать в приемный пункт и получить часть денег на покупку нового устройства. Как было упомянуто выше, в катализаторе содержатся драгоценные металлы: палладий, платина и родий, реже – золото. Концентрация этих веществ определяется типом двигателя. В агрегатах, работающих на бензине, преобладает палладий и родий, в дизельных моторах больше платины.
Предлагаем Вашему вниманию усредненные показатели:
- Платина – 1,5 г/кг;
- Родий – 0,15 г/кг;
- Родий – 1,3-1,4 г/кг.
Пропорции металлов также зависят от рынка, на который ориентирована машина. Это связано с разными требованиями стран к экологической безопасности. Наиболее дорогими считаются катализаторы японских автомобилей, поскольку в Стране Восходящего Солнца щепетильно относятся к выбросам веществ. Неплохую сумму можно выручить от продажи нейтрализаторов из Европы и США.
Ценность катализаторов на руку недобросовестным СТО. Неблагонадежные мастера втайне демонтируют устройство и сдают на драгметаллы. Только опытный водитель заметит отсутствие преобразователя. Оно проявляется более громким выхлопом или лучшим ходом машины, поскольку в выхлопной системе отсутствует важная преграда. В результате происходит сильный выброс вредных веществ в атмосферу. Чтобы не допустить этого, проходите ремонт (обслуживание) только в официальных сервисных центрах или в проверенных СТО.
Мы не рекомендуем извлекать драгметаллы самостоятельно. Это сложная процедура, требующая знаний, навыков и специального оборудования. Для получения выгоды от катализатора обращайтесь в компанию Dragincat. Мы гарантируем точный анализ содержания драгметаллов и моментальную оплату.