Что такое катализатор

Что такое катализатор

 

Катализатор или каталитический нейтрализатор – это элемент выхлопной системы автомобиля, используемый для очистки отработанных выхлопных газов перед их выбросом в атмосферу. Данный компонент позволяет минимизировать вред для экологии, но нередко доставляют автовладельцам проблемы. В нашей статье мы подробнее расскажем о назначении данного устройства и их разновидностях.

Для чего нужен катализатор

Выхлопные газы являются продуктами сгорания углеводородного топлива. Они содержат как безопасные, так и вредные вещества для окружающей среды. К безвредным элементам относится: углекислый газ, кислород и азот. Но перечень токсических веществ намного шире:

  • оксиды азота,
  • угарный газ,
  • альдегиды,
  • углеводороды,
  • сажа и др.

При неправильной настройке мотора, объем вредных выбросов у бензиновых двигателей увеличивается минимум в 2 раза, дизельных агрегатов – до 20 раз.

Катализатор используется в автомобилях для нейтрализации вредного воздействия токсических веществ и минимизации вреда окружающей среде. Результатом его работы является преобразование вредных элементов в углекислый газ и свободный азот. Показания данного прибора влияют на режим работы мотора и состав выхлопных газов.

Виды катализаторов и их особенности

По принципу действия катализаторы бывают двух типов:

  • Восстанавливающие. Содержат родий и платину, они отвечают за разложение оксидов азота на молекулярный азот и кислород;
  • Окислительные. Ключевыми компонентами являются платина и палладий. Они вступают с выхлопным угарным газом и углеводородами в окислительную реакцию. В ее результате токсические вещества связываются в безопасные соединения.

Материал изготовления

По этому параметру нейтрализаторы делятся на следующие виды:

  • Керамические. В таких катализаторах используются соты (решетки) из керамики треугольной, квадратной или круглой формы. Главным преимуществом изделий является низкая цена. Минусом керамических катализаторов является хрупкость. Устройства подвержены растрескиванию и не выдерживают наезды на препятствия. Кроме того, нейтрализатор может выйти из строя после попадания капель на прогретой машине;
  • Металлические. Изделия с сотами из металла отличаются высокой прочностью и долговечностью. Они рассчитаны на высокие механические нагрузки, не боятся влаги. Эти характеристики сказываются на цене товара. Из недостатков стоит выделить прихотливость в обслуживании. Металлические катализаторы не эффективны при этилированном или низкокачественном топливе, а также нельзя экономить на технических жидкостях для очистки систем. Причиной поломки может послужить длительная работа мотора в режиме холостого хода;
  • Спортивные. Это наиболее надежная модель, представляющая собой металлический катализатор с повышенной пропускной способностью. Она достигается за счет увеличенного напыленного слоя драгметаллов – в 3-8 раз больше, чем у стандартных нейтрализаторов. Такие свойства позволяют увеличить мощность автомобиля на 20%. Для работы спортивных катализаторов потребуется прямоточный выхлоп.

Каталитические нейтрализаторы применяются в авто с бензиновыми двигателями. В моделях с дизельными агрегатами используются сажевые фильтры. Они не рассчитаны на очистку отработанных газов от токсических веществ. Задачей таких изделий является улавливание частиц сажи.

Место установки

Существует два варианта монтажа катализаторов:

  • На приемной трубе. Нейтрализатор устанавливается прямо на трубу или рядом с ней. Этот способ монтажа обеспечивает удобную замену устройства;

  • Внутри коллектора. Элемент интегрируется в выпускной коллектор. При таком варианте кат разогревается быстрее, нежели у коллектора на трубе. Но будьте готовы, что такой нейтрализатор неремонтопригоден.

Причины и признаки неисправностей катализаторов

По умолчанию катализаторы рассчитаны на 100-150 тысяч пробега. Но в реальности проблемы с устройством могут возникнуть и при меньшем километраже, особенно при езде в городских условиях. На практике нейтрализаторы меняют раз в 3-7 лет.

Далее рассмотрим, как проявляются поломки и почему они возникают:

  • Загорание лампочки «чек». Это результат выгорания слоя металлического напыления, которое наносится на решетки. Иногда не только загорается лампочка, но и глохнет «движок»;
  • Потеря мощности мотора. Если устройство непригодное, транспорт может дергаться или медленнее разгоняться. Причина кроется в снижении пропускной способности, вызванной повреждением сот. Решетки запекаются и препятствуют оттоку выхлопных газов;
  • Грохот под днищем. Посторонние звуки говорят о повреждении керамики сот. Керамические крошки бьются об поверхность катализатора и тем самым вызывают грохот. Нехарактерные звуки обычно возникают при высоких оборотах агрегата;
  • Слабый или ровный напор выхлопных газов. Возникает при повреждении решеток нейтрализатора. Для диагностики поднесите руку к выхлопной трубе. Слабая пульсация из глушителя говорит о наличии проблемы.

Как диагностировать нейтрализатор

Для комплексной оценки состояния лучше приехать в сервисный центр. Но есть ряд способов для проверки своими силами.

Визуальный осмотр

Для осмотра загоните машину на смотровую яму и посмотрите на катализатор снизу. У неисправного устройства будут заметны сколы, вмятины и другие повреждения. Не исключено, что эти дефекты говорят о разрушении сот. Внешний осмотр не даст точной информации о состоянии решеток. Поэтому лучше демонтировать катализатор и оценить его на просвет.

Проверка давления

Извлеките из катализатора лямбда-зонд и установите манометр. Запустите мотор и дайте поработать на оборотах до 3000 на протяжении 10 секунд. Оптимальный показатель не превышает 0,3 кг/см2. Более высокое давление может свидетельствовать о том, что катализатор забился.

Если перечисленные методы не помогли найти неисправность, но есть подозрения на поломку катализатора, обращайтесь в сервисный центр.

Что делать при поломке катализатора

Неисправный нейтрализатор подлежит замене. Демонтаж и установку лучше производить в условиях СТО, поскольку это трудоемкий процесс. На свое усмотрение Вы можете использовать оригинальное устройство или более дешевый аналог. Если и такие затраты не по карману, есть самая бюджетная альтернатива – полностью удалить катализатор и приварить пламегаситель.

Старый катализатор можете сдать в приемный пункт, где его разберут на драгметаллы и заплатят приличную сумму.

Оставьте комментарий

- Сдавать катализатор следует в естественном загрязнении, без очистки так-как после очистки происходит большая доля потеря сырья.
- Самостоятельно не вскрывать корпус катализатора, при неопытном вскрытии изделия без должного оборудования высокий риск потери доли сырья.
- Не перемешивать керамику от разных катализаторов.
- Масло, попавшее на керамический блок или измельченную начинку, осложняет процесс оценки сырья и снижает ценовые тарифы
- Значительно осложняют оценку керамики посторонние примеси — асбест, песок, металлическая стружка и кусочки сетки